Вы здесь
Отделение нейрореабилитации
Стационарное отделение медицинской реабилитации пациентов
с заболеваниями центральной нервной системы, далее - отделение нейрореабилитации
|
Заведующий отделением – Шариков Дмитрий Леонидович, врач-невролог. Работает в учреждении с 2014 года.
|
Тел. 8(3467)-38-88-96; 89044791849 |
|
E-mail: sharikovdl@oklrc.ru |
Стационарное отделение медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями центральной нервной системы, далее - отделение нейрореабилитации открыто
17 апреля 2019 года, расположено на первом этаже корпуса «Профилакторий», открытого после капитального ремонта.
Отделение нейрореабилитации предназначено для проведения медицинской реабилитации 2-го этапа пациентам, перенесшим острое заболевание центральной нервной системы:
- ОНМК,
- тяжёлая ЗЧМТ,
- нейроинфекция,
- травма позвоночника и спинного мозга.
В первую очередь госпитализируются пациенты, перенесшие указанные заболевания в течение года.
В отделение госпитализируются пациенты:
с выраженными нарушениями двигательных функций, с вестибулярными нарушениями, с нарушением функции глотания и речи, с нарушением высших психических функций: гнозиса, праксиса, внимания, памяти, мышления, счета, письма. Реабилитационные мероприятия проводятся в соответствии с назначениями и при непосредственном участии специалистов мультидисциплинарной бригады. Все специалисты МДБ прошли профильное обучение на базе Клинического Института Мозга - г.Берёзовский, Свердловская область. В состав МДБ входят: врач-невролог, медицинский психолог, логопед, эрготерапевт, инструктор ЛФК, медицинская сестра, так же для проведения медицинской реабилитации привлекаются врач-физиотерапевт, врач ЛФК, специалист по массажу.
Проводятся следующие реабилитационные мероприятия:
1. Логопедические занятия по коррекции:
- дизартрии – формирование установки на коррекцию произносительной стороны речи, преодоление гипотонуса/гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре, развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата, нормализация речевого дыхания, нормализация фонетической окраски звуков, развитие контроля над произносительной стороной речи;
- дисфонии – формирование установки на коррекцию голосовой функции, коррекция физиологического и фонационного дыхания, автоматизация правильной фонации при помощи вокальных упражнений на развитие силы, высоты голоса и улучшения мелодико-интонационной стороны речи;
- афазии – восстановление артикуляционных схем отдельных звуков; восстановление способности к реализации серийных артикуляционных актов; восстановление функции речевого программирования и /или преодоление расстройств грамматического структурирования; восстановление фонематического слуха; расширение слухо-речевой памяти, а так же преодоление слабости следов воспринимаемой речи; восстановление способности к восприятию сложных логико-грамматических оборотов речи.
- дисфагии – подбор типа питания для обеспечения энегропотребности организма пациента; определение правильного позиционирования, способа и объёме кормления; стимуляция чувствительности слизистых оболочек полости рта; стимуляция акта глотания, повышение функциональной активности мышц, участвующих в акте жевания и глотания пищи; обучение пациентов и лиц, осуществляющих уход за ними, правилам кормления и гигиеническому уходу за полостью рта.
2. Эрготерапевтические интервенции:
Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:
- собирание пирамидок, матрешек, мозаики;
- нанизывание колец на тесьму;
- работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
- сортировка монет;
- перебор крупы;
- работа со спичками;
- работа с бумагой;
- лепка (глины, пластилин, тесто);
- шнуровка на специальных рамках, ботинок;
- завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
- игры с песком, водой;
- наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
- закручивание шурупов, гаек;
- игры с конструктором, кубиками;
- рисование в воздухе;
- рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.);
Используются различные тренажеры для мелкой моторики: штурвал с изменяемым сопротивлением и изменяемой нагрузкой; пронация-супинация (вращение кистевого сустава); различные винты с пружинным сопротивлением для упражнений вкручивания; кистевой тренажер с изменяемым сопротивлением; палочки для координации движений рук; пальцев;
- спирали различной ориентации для эрготерапии
- ротационный тренажер для разработки кисти руки пронация - супинация
- ориентации для эрготерапии
- тренажер «Винтовое вращение»
- ротационный тренажер для разработки кисти руки пронация - супинация
- стол механотерапии для развития силы мышц верхних конечностей
- стенд для развития бытовых навыков и мелкой моторики
3. Физиотерапевтические процедуры:
- электростимуляция мышц гортани – при речевых нарушениях;
- электростимуляция низкочастотными токами мышц конечностей;
- лимфатический дренаж (прессотерапия) нижних конечностей;
- магнитотерапия;
- лазеротерапия.
4. Кинезиотерапия:
- БОБОТ-терапия;
- стретчинг;
- индивидуальные и групповые занятия ЛФК;
- занятия с использованием тренажёров – «Минибайк», «Орторент», механоблоковый тренажёр, гимнастическая лестница (шведская стенка), силовые занятия с гантелями;
- лечение ходьбой – теренное лечение;
- терренкур ходьба;
- лечение положением – физиологические укладки.
5. Направления работы медицинского психолога:
- клинико-психологическая оценка и интерпретация жалоб пациента (родственников пациента) и информации о познавательных функциях, эмоционально-личностных характеристиках, социальном функционировании, изучение медицинской документации;
- проведение нейропсихологической и патопсихологической диагностики, определение потенциала, «мишеней» и осложняющих факторов реабилитационного воздействия, реализация индивидуальной программы клинико-психологической реабилитации пациента.
При сниженных состояниях сознания:
- разработка и реализация программы психостимулотерапии для побуждения пациента к выходу в ясное сознание.
При ясном сознании:
- работа над восстановлением высших психических функций: гнозиса, праксиса, внимания, памяти, мышления, счета, письма с использованием коррекционных заданий и методов;
- работа с эмоционально-волевыми нарушениями: тревогой, депрессией, апатией методами психологического консультирования, занятиями с элементами арт-терапии, частично – с элементами когнитивно-поведенческой терапии;
- работа с мотивационной сферой пациента: психологическое сопровождение (подбадривание, выслушивание, совместное формулирование конкретных и достигаемых целей, совместное отслеживание динамики изменений);
- работа с родственника пациентов: информирование, психологическое консультирование, разработка рекомендаций для продолжения занятий в домашних условиях, обучение элементам тайминга, рекомендации по правильному взаимодействию с пациентом (при неглекте, апраксии, регуляторных, мнестических нарушениях), профилактика гиперопеки и эмоционального выгорания при уходе за больным родственником.